Йо-хо-хо!!!

14:46 

О ярмарках

Сорока_Птица_Вольная
И чтоб забыть, что кровь моя здесь холоднее льда - прошу тебя, налей ещё вина...
Ох, ярмарки сейчас для меня - больная тема, на которую я могу занудничать часами. Просто потому, что ты НИКОГДА не просчитаешь точно - получится что-то дельное из участия или нет. Всегда будет элемент рандома!
По опыту скажу, что можно заявиться на хорошее мероприятие, в котором уже принимала участие и осталась в прошлый раз довольна результатами. При этом, естественно, оформить как следует стол, выставить интересные новинки. А получить на выходе полторы продажи, уйму теток, которые перелапают все на столе и изрекут в конце "чотакдорохо", а также - гвоздь программы - ноющую школоту, которая выпрашивает: "Ну продааайте мне это за 100 рублей. Яжеребенок!".
Конечно, может быть и так, что камерная гаражная распродажа принесет нормальный такой доход. Или когда решаешь "собираюсь ехать на фест, ярмарки там нет, но я договорюсь с оргами и возьму с собой украшалки на всякий случай" - и там вдруг расхватывают вообще все!
Поэтому попытаюсь продолжить серию "типа полезных" постов. В принципе, опытные мастера это и так знают, а вот мне в свое время такие посты бы не помешали. Может, и еще кому-то пригодятся.

1. Какими бывают ярмарки?
Я сейчас беру в рассчет только те мероприятия, на которых можно выставлять handmade. Потому как свякие выставки инновационного оборудования, сельского хозяйства и прочие ЭКСПО тоже по идее можно посчитать ярмарками, но здесь речь не о них. Итак, ярмарки бывают разынми:
Ярмарка в рамках другого мероприятия (концерта, фестиваля, конвента). Это мои любимые на самом деле. Туда сходится больше народа, там прекрасно видно ЦА - достаточно посмотреть на тематику самого мероприятия - и сразу ясно, кто там будет и чем увлекается и какие вещи лучше пойдут. Если крутишься в тусовке сама - то вообще огонь, ибо точно, прямо до цветовой гаммы и, элементов и цен знаешь, что сделать. Взносы на таких ярмарках обычно вполне подъемные. Минус - если сама крутишься в этой тусовке, то рарываешься между столом и желанием принять участие в мероприятиях.
Ярмарки ручной работы со строгим отбором участников. Самая известная - московский "Artflection", участие в ней - это своеобразный знак качества для мастера. По Екатеринбургу это Сандарина. Плюсы таких мероприятий оргомны: там нет перекупщиков и сборщиков-швензобусинок, нет топиариев и повязушек, нет безвкусицы и "дорохобохато", нет "девочек-рукоделочек" и скучающих домохозяек.
Самое главное - туда приходят люди, которые хотят уникальную вещь и осознают, что такие вещи стоят отнюдь не 100 рублей. Еще один плюс - там и самим мастерам есть на что посмотреть и что прикупить.
Минуса два - это довольно высокий взнос и разброс по разным городам. Подобные ярмарки проходят примерно раз в сезон, в крупном городе есть от 1 до 5 мероприятий такого уровня. Так что каждый месяц в них при всем желании участвовать не получится.
Скажу честно - мы не пробовались на подобные, во-первых, наши цены физически не позволят окупиться, даже если все разберут. А во-вторых - страшно: вдруг откажут? Что тогда с самооценкой делать?
Тематические ярмарки - посвящены обычно либо какому-то одному товару ("Кукольный салон" к примеру), либо одному стилю (этнические самые распространенные почему-то). Тут все просто. если ваш товар "В теме" - отлично. Останется только выяснить, насколько известно мероприятие, насколько удачно расположено, насколько организаторы соблюдают ими же заявленный тематический отбор (справедливо в принципе в отношении любой ярмарки).
Ярмарки выходного дня. Проходят часто, обычно в ТРЦ или в каких-нибудь ДК (но это уже совсем запущенный случай). Взносы невысокие чаще всего, но и отбора участников никакого. Берут и перекупку, и откровенные поделки, и колбасу, и невнятное мыло (гори в аду, "мыльный доктор!!!"), от которого лицо выглядит так, будто его протерли наждачкой и аццки болит, а потом неделю восстанавливается! (да, я дура и его зачем-то купила. Урок на всю жизнь!)
Что касается посетителей: на такие ярмарки редко кто-то планомерно идет. Чаще всего на них заходят случайно посетители ТРЦ - и в принципе что-то да берут, особенно перед праздниками. Но им в основном надо "чтобы побольше да подешевле". Так что распинаться перед ними про ручную работу - бессмысленно. Проще наделать простых, но прикольных штук и крупными буквами написать "Распродажа! Все по N рублей!". Результат всегда рандомный - можно как попасть "в волну", особенно на туристов, так и зря простоять весь день.
Ярмарки для мастеров - да, бывают и такие. Пример по Екб- Минерал-шоу. Там просто рай для хомяка - и камушки, и подвески, и инструменты. Есть там и места для мастеров с готовой продукцией. В принципе - наверное, окупаемо. Ведь туда ходят не только мастера за материалами, но и просто посетители - посмотреть на красивые камни, туда ходят коллекционеры минералов. Да и кто сказал, что сами мастера не купят у "собратьев" симпатичную штуку? (сама как-то раз вцепилась в шикарную медную диадему с воплями моя прелесссть голлм голлм, ибо такие делать не умею).
По опыту посетителя скажу: у тех, кто продает камни или фурнитуру у столов творится слэм и дикий ажиотаж. К готовой продукции подходят меньше, но тоже заглядывают.
Благотворительные ярмарки - участие в них бывает на разных условиях. Где-то платишь процент с прибыли, который пойдет на благое дело. Где-то полностью вся прибыль перечисляется в благотворительный фонд. Участие в них обычно бесплатное. Поскольку я - ленивое чудовище, то просто как-то раз сдала несколько украшалок волонтерам из фонда помощи бездомным животным. Ясное дело, даром.
Наверное, дам циничный совет - не стесняйтесь требовать доказательства того, что вырученные средства пойдут на благое дело. Вы, в конце концов, свою работу отдаете!

2. Как понять, стоит ли участвовать в ярмарке?
1. Определяем ЦА ярмарки, сравниваем со своей ЦА. Если вы делаете, допустим, ловцы снов, то не стоит участвовать в Geek-ярмарке. Зато на этнических - пойдет на ура. И наоборот. Посмотрите тематику, оформление, заявленные мероприятия (МК, лектории, концерты, интерактив всякий). Кто на них пойдет? Чем они могут увлекаться? Подойдет ли им ваш товар?
2. Смотрим на известность ярмарки: сколько участников в группах в соцсетях, сколько просмотров у записей, где еще рекламируется. Если ярмарка проходит не в первый раз - ищем отзывы. В теории, можно на общих мастерских ресурсах напрямую спросить: кто участвовал и какие впечатления. Но могут ответить "сами поучаствуйте и увидите!" Я считаю, что это полное безобразие. Как вылавливать недобросовестных оргов, если все будут молчать? Но еще есть такой момент: если ярмарка прошла откровенно плохо, об этом напишут и возмутятся. Люди вообще любят возмущаться).
3. Смотрим взносы. Думаем. Если сумма за участие какие-нибудь 500 рублей и вам не жалко потратить день - можно рискнуть. Но в основном по Екатеринбургу аренда идет от 1000 (если ооооочень повезет) до 10 000 за день (это самая большая сумма, о которой я слышала, может, есть и выше). Рассчитайте, на какую сумму в целом у вас товар, хватит ли прибыли при среднем спросе, чтобы хотя бы окупиться. (Все же помнят, что "окупиться" =/= "отбить аренду"?).
Очень часто сумма взноса меняется в зависимости от места расположения стола и даты оплаты. Иногда орги указывают сумму аренды места, а за стол и стулья надо платить отдельно. Главное - выяснить это сразу.
4. Смотрим на остальных мастеров. Определяем уровень конкуренции. Для меня это вообще больной вопрос, ведь украшения - самый распространенный вид хэндмэйда. Поэтому я смотрю на технику изготовления, стилистику, цены и уже исходя из этих данных принимаю решение - идти-не идти. Если ярмарка забита дешевой перекупкой, а у вас сложные работы - обязательно услышите "чотакдорохо". Если вы делаете керамику, а на ярмарке еще 3 стола с керамикой в похожем стиле - прибыль будет снижена в три раза от возможной. Если вы делаете торты из памперсов или кукол из старых колготок - не ходите на ярмарки ручной работы. Пожалуйста.
5. Смотрим на дату. Прикидываем, будут ли в этот день еще какие-то мероприятия, которые перетянут на себя посетителей. Если ярмарка на свежем воздухе - не забываем глянуть прогноз погоды на предмет дождя. Если ярмарка зимой - то же самое, смотрим на температуру. в - 30 из дома неохотно выбираются. А вот в -15-20 - охотно зайдут погреться в помещение.

3. Итак, вы - участник
1.Оформление стола. Во-первых, соотнесите размер торгового места с количеством изделий. Полупустой стол - не прикольно. Но и наваленные кучей, заходящие друг на друга вещи - тоже. Посетитель просто растеряется: что выбрать? Что за чертова уйма всего? Между украшениями должно быть расстояние хотя бы в 2 см, а лучше бы в 4. Сортировать их можно как по назначению - серьги, браслеты, кулоны, кольца, так и по цветовой гамме или стилистике - это смотрится интереснее. Еще дома, при подготовке, разложите все на столе и посмотрите, как все это смотрится: вызывает ли желание подойти поближе, взять в руки и рассмотреть. Цены лучше писать сразу - почему-то некоторые покупатели стесняются спрашивать, сколько стоит.
2.Необходимый минимум, который должен быть у участника ярмарки: скатерть, ценники (легко делаются из бумаги для скрапа. Не советую брать самоклеющиеся ленты ценников, они портят вид стола и вызывают ассоциации с вокзальными киосками), ножницы, (пригодятся обязательно!), пакетики или коробки для украшений, зеркало. Не лишним будет взять плоскогубцы и мотки цепочки и шнурков для кулонов - бывает, что на ярмарке их нужно укоротить или удлинить прямо на месте. Это при условии, что вы можете разложить товар вот прямо на столе и что он там будет хорошо смотреться. Обязательно уточните у организаторов уровень освещения в помещении - возможно, придется нести свою лампу.
О том, что можно придумать помимо необходимого минимума, я когда-нибудь составлю отдельный пост.
3.Не опаздывайте. Отвечать подходящим людям "подождите минуточку, мы раскладываемся, скоро тут будет много всего красивого" - не самое приятное занятие.
4.Тренируйте в себе умение быть спокойным. Наряду с нормальными покупателями или теми, кто просто интересуется, к столу будут подходить идиоты. Конкретные психи и неадекват. Это и "чотакдорохо" и "ясамтакжесделаю" и "продайподешевле" и доморощенные маги, желающие при помощи украшений открыть третий глаз. Вежливо разговаривать нужно со всеми. Да, даже с идиотами.
Из личного опыта самый эпичный - дедок, который сначала требовал продать ему крест, на фразу " у нас нет никаких крестов, покажите пальцем, что по-вашему из этого крест", не реагировал. А потом начал читать нотацию "взрослые девки, чего всякой ерундой занимаетесь". По итогу пришлось натурально отгонять его от стола. Да, вежливо: "Уйдите, пожалуйста, вы мешаете нам работать". Хотя очень хотелось послать.
5.Постоянная бдительность! Следите за столом: вещи могут украсть, могут случайно испачкать или сломать. Некоторые берут с собой детей, которые хватают все грязными руками и швыряют. Есть чудесный тип людей, которые пытаются сдернуть закрепленное украшение и обваливают весь ряд (на вежливое "давайте я сама вам сниму и дам в руки" не реагируют). Помните: вы НИКАК не убедите человека оплатить вам сломанную вещь. Адекватные, конечно, сами предлагают это сделать, но адекватные обычно и не ломают ничего, и сами просят снять, и спрашивают, можно ли посмотреть поближе. Поэтому поломку проще предотвратить.
6.Диалог с покупателем. Абсолютно всех мастеров волнует вопрос - как общаться с покупателем, чтобы не быть навязчивым и при этом не молчать? При условии, что у самих покупателей реакция разная: кто-то хочет спокойно выбрать, кто-то жалуется "продавец молчит, не предлагает". Тут на помощь придет только опыт: со временем начинаешь примерно по виду понимать, нужна покупателю развернутая консультация, или нет. Но есть хорошая нейтральная фраза "Если что-то интересует - спрашивайте". Постарайтесь приметить, на что смотрит покупатель и кратко выдать информацию об этом товаре. Интересную информацию. "Каждый элемент выполнен вручную, точно такого же ни у кого не будет", "Кстати, камень натуральный и довольно редкий, его больше не добывают", "а вот здесь кельтские мотивы". Но не ешьте покупателя глазами, под пристальным взглядом продавца выбирать непросто и некомфортно.

@темы: ярмарки, типаполезно, ЖизНЯ

URL
Комментарии
2017-12-15 в 16:00 

Marita~
Каждый выбирает по себе
Вопрос про мыло ручной работы. У нас оно часто покупается на таких ярмарках. Пока что никто в семье аллергией не отреагировал, но нам, так понимаю, тупо везло. Вопрос - как определить мыло, которое может дать такую реакцию? Запах какой-то соответствующий? Или от каких-то конкретных мастеров такое продаётся?

2017-12-15 в 16:15 

Сорока_Птица_Вольная
И чтоб забыть, что кровь моя здесь холоднее льда - прошу тебя, налей ещё вина...
Marita~, Там было даже не мыло ручной работы, а какая-то адовая сетевая фигня, которую черт знает кто готовил, а на ярмарке просто распространяли.

Способ избежать покупки некачественного мыла - брать у проверенных мастеров. То есть зайти в группу мастера, посмотреть, сколько там участников, сколько отзывов, состав продукции (а нормальные мастера пишут состав, даже если это готовая основа + добавки, а тем более, если мыло сварено с нуля). По идее слишком низкая цена должна насторожить - качественные ингредиенты стоят недешево. + обязательно должна прилагаться визитка мастера, обратная связь. Сейчас на ярмарках, кажется, даже требуют сертификаты на такую продукцию.

Если брать сувенирное мыло для рук, то серьезных последствий не должно быть - их обычно варят из готовой основы, больше уделяя внимание форме, чем составу. Да и руки не такие чувствительные, как лицо.

По идее можно еще реакцию проверить. Я, например, тем адовым мылом намазала лицо и, несмотря на то, что оно жгло кожу, почему-то решила, что так и надо)

URL
2017-12-15 в 16:26 

Marita~
Каждый выбирает по себе
Сорока_Птица_Вольная, мы берём достаточно дорогое, по 250-300 рублей, визитки-этикетки есть, само собою. По идее, тут должно быть норм...

     

главная